Этапы территориального развития района. Часть 3.

Третью массовую миграцию угров в Приуралье, сформировавшую здесь лесостепную кушнаренковскую культуру, ученые-историки связывают с влиянием отрядов 1-го Тюркского каганата, которые в 70-х годах 6 века н.э. добрались до Северного Кавказа и Крыма. Пройдя (или обойдя) горные хребты Южного Урала по долинам Белой и Камы, угры-кушнаренковцы натолкнулись на компактную, хорошо защищенную и плотно заселенную территорию носителей именьковской культуры – протославянских (балтских) племен, в 5-7 веках заселявших район устья реки Кама. Здесь кушнаренковцы подверглись одновременному мощному нажиму со стороны тюркоязычных булгар и лесных финно-пермских племен Прикамья, организованных булгарами в первое реннефеодальное государство – Волжскую Булгарию. Это государство стало непреодолимым барьером на пути продвижения зауральских угров на запад.

Следующая волна зауральско-западносибирских угров, пришедшая на Южный Урал в середине – второй половине 8 века н.э. вслед за кушнаренковцами, вынуждена была остановиться в основном в лесостепных предгорных районах и долинах Южного Урала. Эта новая угорская культура у археологов получила  название караякуповской. В северо-западных районах современного Башкортостана караякуповцы столкнулись со встречной экспансией молодого Булгарского государства. По-видимому, одна из могущественных группировок караякуповцев имела кочевья и на территории современного Стерлитамакского района, о чем свидетельствует исследованный археологами знаменитый Стерлитамакский (Левашовский могильник). Погребальный обряд караякуповских могильников обнаруживает много общих черт с обрядом древневенгерских могильников  «периода обретения венграми Родины на Дунае». По версии профессора В.А. Иванова, древние венгры (мадьяры), предки современных венгров, и угры-караякуповцы – родственные народы, а легендарная страна «Древняя, или Великая Венгрия» есть территория распространения памятников караякуповской культуры на Южном Урале и в Приуралье. Очевидно, причиной ухода древних угров-мадьяр из Приуралья явилась, начавшаяся в 9 веке, военно-политическая экспансия Древнекахасского (Кыргызского) государства на запад, в степные и лесостепные районы юга Западной Сибири.

Испытывая одновременный нажим 2 равновеликих сил с запада и востока, мадьяры, в обход южных границ Волжской Булгарии, через западную часть современных Оренбургской, Самарской и Саратовской областей двинулись за Волгу, в сторону рек Дон и Днепр. При этом часть мадьяр осталась в пределах восточных окраин Волжской Булгарии и вошла в состав этого государства.

В конце 9 — начале 10 веков н.э. «запустение» приуральской степи прерывается. На ее просторы из глубин Центральной Азии устремляется первая археологически фиксируемая волна тюркских кочевников - огузов, печенегов и древних башкир.

Судьбы печенегов и древних башкир оказались связаны с историей Кимако-Кыпчакского каганата - мощного, но недолговечного государства, возникшего в конце 9 в. в процессе распада каганата западных тюрков. Государство кимаков занимало обширные территории на юге Западной Сибири с центром в степях Верхнего Прииртышья. Западную его периферию составляли кочевья тюркоязычных кыпчаков, временами достигавшие восточных предгорий Южного Урала. В начале 11 века каганат распадается и кыпчаки (в русских летописях «половцы», в сочинениях средневековых европейских авторов «куманы»), первыми вырвавшиеся из-под власти кимакских каганов, начинают грандиозную миграцию на юг, к границам Мавераннахра и Хорезма и на запад, через степи Урало-Поволжья в Восточную Европу. Продвижение кыпчаков на запад Великого пояса I евразийских степей было стремительным. В 1050-51 годах были разгромлены огузы и печенеги в степях Северного Кавказа, а в 1055 году первые половецкие орды уже появились у границ Киевской Руси. По-видимому, именно в это время разбитые печенежско-башкирские родоплеменные группировки проникли в Южное Приуралье и Предуралье.

Вытесненные кыпчаками на Южный Урал в 10 веке древне башкирские племена оказались в ареале булгарской этнокультурной общности. Среди башкир происходит ассимиляция аборигенного населения иранского и финно-угорского происхождения. В 10-13 веках башкиры в составе Волжской Булгарии представляли собой пограничный народ, исполнявший военную службу на основе существовавшей родоплеменной структуры. Автономные родоплеменные структуры башкир в составе Булгарского государства взаимодействовали с последним через институт тарханства. В 13 веке Волжская Булгария и башкиры были покорены Золотой Ордой, под владычеством которой в 13-15 веках их земли подверглись кыпчакской колонизации. Переселение кыпчаков в Башкирию и в Среднее Поволжье было связано с их поражением в борьбе с монголами. По данным профессора Р.Г. Кузеева, первыми на территорию современного Башкортостана в 13 веке пришли кыпчакские племена кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы и др. Серединой 13 века определяется время миграции кочевников катайской родоплеменной группы, в составе которой были племена катай, балга, сальют, балыксы и др. Последними, уже в 14 веке, мигрируют башкиры минской родоплеменной
группы, куда входили племена мин, куль, миркит и др. К тому времени местные башкирские племена существовали в виде отдельных групп, отколовшихся от огузо-печенежской кочевой конфедерации. Приход кыпчаков сопровождался перестрой-кой сложившейся этнополитической системы и стал важным этапом в формировании башкирского этноса. На какое-то время кыпчакская культура становится господствующей в степном и лесостепном Приуралье. По версии профессора Т.М. Гарипова, под влиянием языка кыпчаков завершился процесс сложения башкирского языка.

Уход башкирских племен в Приуралье, а затем и в Зауралье представляется их явной попыткой спастись от давления монгольских, а позже и ногайских феодалов. Прижатые к горам и южной границе уральских лесов, башкиры подпадают под мощное политическое и идеологическое влияние Золотой Орды. По свидетельству шежере племени юрматы, наиболее удобные для скотоводства земли в равнинной части Башкирии перешли в руки кыпчакских переселенцев. Эти земли были разделены между улусами дома Батыя (западные и центральные районы) и Шайбана (Зауралье). Башкиры должны были платить ясак, исполняли ямскую, подводную, почтовую и военную повинности. Под воздействием кыпчакской колонизации изменился этнический состав населения края, трансформировалась родоплеменная структура. После распада Золотой Орды в начале 15 века башкиры находятся под властью Ногайской Орды, Казанского и Сибирского ханств. На территории современного Стерлитамакского района кочевья ногайских феодалов соседствовали с землями племени юрматы, что способствовало развитию тесных этнополитических контактов. Очевидно, юрматынская родовая знать находилась в династических связях с ногайской феодальной верхушкой.

В середине 16 века Российское государство устанавливает свой контроль над Средним и Нижним Поволжьем, на рубеже 16—17 веков осуществляет экспансию Сибири. В противоположном направлении, с востока на юг, идет процесс миграции калмыков и казахов. В совокупности эти процессы стали причиной изменения общей геополитической ситуации на Южном Урале. Добровольное вхождение Башкирии в состав Российского государства было обусловлено переселением подданных Ногайской Орды в конце 16 - начале 17 веков на Кубань; вместе с ногайцами уходит и часть башкир. Оставшиеся башкиры племени юрматы восстановили собственную родоплеменную организацию под руководством Бурнак-бия. Территория современного Стерлитамакского района стала центром консолидации юрматынцев, их коренной вотчиной. В 17-18 веках башкиры Юрматынской волости проходят путь от родовой к территориальной общественной организации, осваивают земли на южных рубежах Ногайской дороги, объединяют вокруг себя пришлые этнические группы, в частности, роды мишар-юрматы и ногай-юрматы.