Этапы территориального развития района. Часть 2.

На рубеже 14-13 веков до н.э. наступил период нового похолодания климата, в результате чего в нем начинает проявляться большая континентальность. Снова появляется лесостепь, значительную территорию начинают занимать злаково-разнотравные степи. Стабилизация климатических условий и закрепление характерного ландшафта стали причиной проникновения в Южное Приуралье племен межовской культуры эпохи поздней бронзы, а затем и племен курмантауской культуры эпохи финальной бронзы. Предшествовавшие им племена срубной культуры переселились на более южные территории с привычными для них природно-климатическими условиями. Часть потомков срубных и алакульских племен уходит далеко на юг - на Иранское плато и под общим именем ариев принимает участие в формировании мидийского и персидского этносов - предков современных иранцев и части индийцев.

Племена межовской культуры пришли на эту территорию из Зауралья, их этническую принадлежность исследователи относят к угорской. Таким образом, межовская культура является вторым примером массового переселения древних угров в Приуралье и первым - на территорию современного Стерлитамакского района. На междуречье Белой и Демы переселенцы - межовцы обустраивали свои поселки, сооружая большие прямоугольные полуземлянки, хорошо приспособленные к суровым уральским зимам. Следы пребывания межовцев на современной территории района выявлены на берегах р. Куганак между населенными пунктами Новое Барятино и Казадаевка. Межовские поселки представляли собой автономные хозяйственные структуры, полностью обеспечивавшие себя жизненными ресурсами (от продуктов питания до изделий из металла). Бронзолитейное производство обеспечивалось сырьем из местных месторождений. Скотоводческо-охотничье хозяйство межовских племен требовало больших площадей, т.к. для скота нужны были пастбища и сенокосы, для охоты - обширные промысловые территории. Поэтому межовцы начали продвигаться на запад, вниз по течению Белой и расселялись в бассейне Камы. В Приуралье и Прикамье они испытали сильное этнокультурное воздействие со стороны волжско-камских финнов. С ослаблением роли скотоводческо-охотничьего хозяйства традиционная культурная структура межовских племен нарушалась, а перекрестные браки с поволжскими финнами и прикамскими финно-пермяками размыли угорскую этническую основу. Вследствие этих социальных и экономических сдвигов началось формирование новой археологической культуры, получившей название курмантауской.

Носители курмантауской культуры, сложившейся в результате слияния 2 этносов - угорского и волжско-финнского - активно осваивали прибрежные территории прикамско-приуральской лесостепи. Но процесс этот продолжался недолго и был прерван не вполне ясными для современных исследователей этнокультурными и природно-климатическими коллизиями. От материальной и духовной культуры курмантауцев остались немногочисленные поселки и могильники, в том числе уникальное Куштауское (Западное) поселение.

Первая половина 1-го тыс. до н.э. становится временем глобальных перемен в жизни потомков ираноязычных племен эпохи бронзы. Потеряв доступ к медным месторождениям Зауралья и Казахстана в связи с климатическими изменениями, потомки населения бронзового века вынуждены были осваивать новый металл - железо. Происходит также постепенный переход к новому способу скотоводства - кочевому. На территории южных степей начинается формирование новых археологических культур с исторически известными названиями (дахи, массагеты, савроматы, саки, сарматы, скифы). Сравнительно небольшие пастбища не давали возможности для массового расселения скотоводческих ираноязычных племен. Однако здесь все же появляются отдельные кочевки ираноязычных савроматов, алютов и сарматов - далеких предков современных осетин. Ослабление в начале 1-го тыс. н.э. богатой Римской империи притягивает многочисленных кочевников, которые сначала совершают далекие походы на территорию Империи, а затем откочевывают на запад, дверное Причерноморье и Подунавье. На освободившиеся от поздних сарматов Приуральские земли с востока переселяются племена других этнических групп, в том числе угров.